Специальные условия охраны здоровья в МБОУ «ООШ №15 г. Юрги»
Одной из задач современной школы является создание здоровьесберегающей среды и охрана здоровья учащихся. Условия охраны здоровья учащихся регламентированы Федеральным законом «Об образовании в РФ».
Для создания оптимальных условий охраны здоровья учащихся и соблюдения санитарного законодательства СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и улучшению условий труда, в школе проводится ряд мероприятий.
Охрана здоровья учащихся включает в себя:
1) Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
- С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, между МБОУ «ООШ №15 г. Юрги» и ГБУЗ «Юргинская городская больница» заключен договор на медицинское обслуживание обучающихся, в соответствии с которым образовательное учреждение предоставило для работы медицинского персонала помещение с соответствующими условиями для проведения медицинского обслуживания.
- Школа проводит совместную организационную работу (составление плана работы на год по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, ведение медицинских карт для обучающихся, заполнение «Листов здоровья», проверку санитарного состояния школы перед началом учебного года и в течение учебного года); лечебно-профилактические мероприятия (оказание первой лечебной, лечебной и лечебно-профилактической помощи обучающимся.
- Организация и проведение медицинского осмотра обучающихся; анализ результатов медицинских осмотров и доведение полученных данных до сведения родителей (законных представителей) и учителей; ведение мониторинга «школьно- зависимых» заболеваний.
- Контроль за уроками физической культуры и занятиями в спортивных секциях).
- Санитарно-эпидемиологические мероприятия (контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания обучающихся в течение учебного года и в период летней оздоровительной компании.
- Проведение иммуннопрофилактики; регулярное проведение осмотра на педикулез и чесотку; своевременная изоляция инфекционных больных, осмотры детей, находящихся в контакте с инфекционными больными).
- Санитарно-просветительскую работу (проведение лекций и бесед для обучающихся, родителей (законных представителей), проведение методических занятий с учителями школы по вопросам гигиены и охраны здоровья обучающихся, выступление на педагогических советах, семинарах по вопросам охраны и укрепления здоровья; чтение лекций и проведение бесед с техническим персоналом школы о санитарном состоянии школьных помещений, о профилактике инфекционных заболеваний у детей, о личной гигиене технического персонала.
- Участие в организации и проведении «Дня здоровья», «Дня профилактики».
2) Организацию питания учащихся:
- Имеется помещение столовой для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил.
- Организация, осуществляющая работы по осуществлению качественного горячего питания учащихся в соответствии с требованиями санитарных правил – МАУ «Детское питание г. Юрги».
- Учащиеся школы обеспечиваются организованным горячим питанием. При формировании рациона питания детей и подростков в приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:
- соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями детей и подростков;
- обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах;
- восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использовании обогащенных продуктов;
- технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
- соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.
- Осуществляется еженедельный контроль за качеством питания. На основании приказа «Об организации горячего питания обучающихся» в МБОУ «ООЩ №15 создается бракеражная комиссия из числа работников образовательного учреждения. В соответствии с приказом «О деятельности родительского контроля за организацией горячего питания в образовательной организации», в составе бракеражной комиссии присутствуют родители обучающихся.
3) Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
- При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности.
- В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности. Учет индивидуальных особенностей развития учащихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой, индивидуально-групповых занятий, консультаций по предметам.
- В школе организовано обучение на дому для лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану по медицинским показаниям. Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка; в школе проводятся 3 урока физкультуры. При соответствующей погоде уроки физкультуры проводятся на улице.
4) Пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.
- Школа организовывает взаимодействие с организациями по физической культуре и спорту.
- В школе работает библиотека, в фондах которой имеется научно-публицистическая, научно-методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения.
Главным в реализации данного направления является создание организационно-педагогических условий для здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы. Реализация данной деятельности направлена на формирование у участников учебно-воспитательного процесса культуры отношения к своему здоровью, которая включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую,
- культуру психологическую,
- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Работа по данному направлению предполагает обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья, уменьшение численности учащихся, склонных к вредным привычкам, формирование активной жизненной здоровьетворческой позиции, активное сотрудничество с родителями и общественностью.
5) Организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
- Средством реализации данного направления являются: уроки физической культуры, организация дополнительного образования спортивного направления, спортивные игры, эстафеты, физкультминутки на уроках, проведение месячников безопасности, защиты детей.
- В школе организовано взаимодействие с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения. В школе работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.
6) Профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
- Наличие безопасной поддерживающей среды в школе:
- благоприятный психологический климат,
- участие школьников в проектах по профилактике зависимости от наркотических и психоактивных веществ.
- В школе проходят тематические мероприятия, классные часы, анкетирование по выявлению факторов риска распространения психоактивных веществ и его оценка.
7) Обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям антитеррористической защищенности объектов (территорий), требованиям безопасности дорожного движения.
- Территория школы ограждена металлическим забором по всему периметру. На вахте школы организован пропускной режим посетителей. Учреждение снабжено камерами видеонаблюдения. Здание МБОУ «ООШ №15 г. Юрги» оснащено автоматической противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми информационными табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
- В школе заключен договор с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области».
- Физическая охрана объекта осуществляется ООО «ЧОП «Сибиряк-А».
- Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
- Преподаватели школы при использовании технических средств обучения, ИКТ, соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил.
- В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с учащимися: преподаватели физической культуры, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог.
- Все работники школы прошли обучение по охране труда и оказанию первой доврачебной помощи.
- В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни учащихся.
- Отслеживание динамики показателей здоровья учащихся, включение этих сведений в ежегодный отчет. Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности учащихся, родителей комплексностью и системностью работы школы по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.
8) Профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Учителя классов повышенной опасности (химии, физики, биологии, информатики, физической культуры, трудов-технологии, ОБиЗР) включают элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал, проводят инструктажи.
- Классные руководители проводят беседы и инструктажи по правилам поведения с учащимися согласно утвержденного перечня инструктажей и памяток.
Основная мера предупреждения травм в школе - это привитие учащимся дисциплинированного поведения, прочных навыков осмотрительности. Вопросы об условиях охраны здоровья учащихся рассматриваются на совещании при директоре, педагогических советах, родительских собраниях.