Как помочь ученикам в процессе подготовки к экзаменам
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.
Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?
1. Если накануне экзамена ученик ПОСТОЯННО думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.
2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.
3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
4. А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.
5. Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память.
Советы выпускникам для подготовки к экзаменам
* Самая популярная ошибка в подготовке к экзамену - действовать по принципу: "Проходим по очереди все билеты" (например, оставшийся месяц разбивается на 30 частей: один день на билет. Альтернатива – техника подготовки "3-4-5". Время до экзамена делится на три равные части. В первые, скажем, 10 дней надо пройти все темы на троечку, во вторые десять дней – на четверку, а в оставшиеся – отшлифовать знакомое и убрать ошибки.
* Лучшие специалисты по сдаче экзаменов сходятся на том, что шпаргалки полезны. Правда, если соблюдаются два условия:
1) шпаргалки должны быть написаны лично: кто бы не сдал перед Вами по предложенным шпаргалкам - сдал на "отлично" он, а не Вы;
2) доставать шпаргалку есть смысл только тогда, когда Вы не знаете вообще ничего; если вопрос стоит так – "три или четыре?" – риск слишком велик, неофициальная статистика говорит, что "незасвеченными" остаются не больше 30| шпаргалок.
* Замечено: орехи помогают снять утомление при тяжелой и длительной умственной работе. Если Вам предстоит трудный день, захватите с собой пакетик фисташек, арахиса, миндаля. Антистрессовое действие оказывает шоколад, но, увлекшись этим "лекарством", рискуешь набрать вес. Более безопасный способ поднять настроение, унять тревогу и "предстартовое" волнение – поставить перед собой не коробку с конфетами, а тарелку с клубникой, обладающей свойством снимать стресс. Бодрость и уверенность в себе вселяет банан. В нем есть серотонин, который называют гормоном удовольствия, и тирозин, улучшающий способность к творчеству и концентрации внимания.
* Вечером перед экзаменом надо заняться любым отвлекающим делом, прогуляться, искупаться, а ночью – хорошо выспаться; последние 12 часов должны уйти на подготовку не знаний, а организма.
* Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
* Что надеть? Помните, что теплые тона успокаивают собеседника, настраивают его на "благожелательную приемную волну". Красный цвет "убыстряет" течение времени, и ваш ответ будет казаться более коротким, а зеленый, наоборот, "замедляет" время.
* Какие чувства наблюдаются у человека, готовящегося к экзаменам? Непосредственно перед экзаменом человек, нуждается в укреплении своей уверенности. Для этого рекомендуется использовать масла: ладана, герани, мелиссы, мирры, розы, сандала. После психоэмоционального напряжения практически каждый человек нуждается в расслаблении и отдыхе. Они наступят при вдыхании запахов бергамота, ромашки, лаванды, кипариса, мандарина, мяты.
* На экзамен отправляйтесь в полуголодном состоянии, так как голод стимулирует вашу мыслительную деятельность, так же, впрочем, как сахар и шоколад. Возьмите с собой мандаринку или апельсинку, они успокоят вас.
* Когда стоит заходить в аудиторию? Некоторые идут в конце. Плюс: экзаменатор устал, может выпустить что-то из вашего ответа. Минус: в конце экзамена накапливается раздражение. Некоторые идут первыми. Плюс: первым – скидка, первые не "перегорают". Минус: экзаменаторы еще "свеженькие", могут задать дополнительные вопросы. Здесь не угадаешь, но лучше все же идти в середине.
* Можете уточнить у них дополнительные вопросы. Эти дополнительные вопросы - часто "любимые", и у вас есть шанс, что экзаменатор их повторит специально для вас.
* Пользуйся "принципом зеркала": всей душой полюби преподавателя (но не заискивать), и, отражая ваше очарование, он ответит взаимностью. Вообще, "человеческий фактор" опытные школьники используют обязательно. Например, не мешают преподавателю рассказывать самому, зная, что это хороший признак. Всей душой полюбите экзаменатора, смотрите в глаза с теплом и пониманием. Помните: ваше отношение должно быть искренним.
* Также никогда не выкладывают 100% того, что знают по теме, оставляя пространство для маневра на дополнительных вопросах. И если не очень уверены (или очень не уверены) в своих знаниях, говорят с особой бодростью – уставший экзаменатор может довериться первым правильным фразам, и не слушать суть. Внимание! Отвечая на вопрос, говорите до упора, до тех пор, пока вас не остановят.
* Ошибка обычно лучше полного молчания. Ведь на любом экзамене испытываются не только знания, но и сам человек, а воля к победе всегда вызывает уважение.
* Сразу подавите "противника" своей уверенностью в собственных силах. Ни в коем случае не молчите и не теряйтесь. Четкие, неразмытые формулировки, строгость и взвешенность суждений всегда обезоруживают любого противника. Хитрость: чем хуже вы знаете ответ, тем увереннее он должен звучать.
В конце еще «подсказка», закоренелые в суевериях студенты обязательно на счастье под пятку клали пятак, а также никогда не стриглись перед экзаменом.
Классический анекдот повествует, как два студента-прогульщика были признаны лучшими в общежитии. Во время социологического опроса: "За сколько вы могли бы выучить китайский язык?", один из них спросонья бросился будить товарища с криком: "Вася, вставай! Завтра китайский сдавать!".
Относитесь к экзаменам серьезно, но не исключайте помощи фортуны. Помните: экзамен – это игра, аудитория - театр, экзаменаторы - театральные критики, а ответ - ваша роль. Играйте! Будьте эмоциональны и убедительны! Заставьте окружающих поверить не только в ваш талант, но и в знание вами предмета.
С пожеланием - Ни пуха, ни пера!
Стресс перед ОГЭ
Стресс - это нормально
Для любого нормального человека экзамен – это стресс. Вопрос только в том, кто сумеет с этим стрессом справиться, а кто позволит своим страхам преобладать над разумом, - говорит педагог. - Страх и тревога – это две мощнейшие человеческие эмоции, которые способны перекрывать собой все остальные функции человеческого сознания, в том числе и познавательные. Именно поэтому в ситуации стресса, в частности на экзамене, нам иногда кажется, что мы совершенно забыли вещи, которые хорошо знали ранее, и мы не можем понять – почему так происходит. А ответ очень прост: тревога и страх, которые мы испытываем, подавляют все наши познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не работают на должном уровне. И уровень знаний, которые мы покажем при этом, может оказаться ниже нашего реального уровня. Вот поэтому так важно научиться справляться со своими эмоциями, владеть ими, а для этого необходима, конечно же, тренировка. Итак, к экзамену необходимо подготовиться! И эмоциональная подготовка не менее важна, чем учебная.
Накануне экзамена
Действенный прием - «Модель успешной сдачи экзамена». Необходимо проиграть ситуацию экзамена в уме несколько раз. Чем больше, тем лучше.
Нужно представить будущее испытание, начиная с вечера накануне экзамена и до полного его завершения. Это помогает снять повышенную тревожность, так как вы «проживаете» эту ситуацию экзамена и с каждым разом чувствуете, как страх и тревога, связанные с ним, уходят.
Закройте глаза, сядьте поудобнее и мысленно представляйте следующие действия:
- я хорошо выспался, правильно позавтракал;
- я пришел на экзамен;
- я получил конверт с заданием;
- я легко получил доступ к ресурсам своей памяти;
- я написал четкие ответы на вопросы, после чего уверенно, со знанием дела, всё проверил;
- сдал работу;
- получил желаемые баллы.
Старайтесь представлять всё наиболее подробно, со всеми деталями и мелочами. Чем больше будете погружаться в этот процесс, тем выше будет эффект.
Благодаря этому упражнению создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Эта программа путем многократного повторения закладывается в подсознание человека и потом реализуется на деле.
Снять напряжение накануне экзаменационного дня также помогут:
- спортивные занятия;
- пальчиковое рисование;
- контрастный душ;
- стирка белья;
- мытье посуды.
Взаимодействие с водой очень успокаивает!
Можно скомкать газету и выбросить ее, порвать её на мелкие кусочки. Хорошо будет громко спеть любимую песню, покричать где-то в местах, где вы не нарушите общественный порядок. Вместе с криком уходит напряжение. Полезно потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную». Можно погулять в тихом месте, на природе.
На весь период подготовки
Общие рекомендации для тех, кто готовится к экзаменам:
- заниматься физкультурой: утренняя зарядка, плавание, упражнения для глаз;
- хорошо высыпаться, ложиться и вставать пораньше, спать днем;
- соблюдать режим питания, принимать витамины, разнообразные фрукты и овощи, исключить из рациона бутерброды, пирожки, газированные напитки, сигареты;
- готовясь к экзамену, делать короткие перерывы, не дожидаясь усталости, это лучшее средство от переутомления.
Советы родителям
- следите за удобством рабочего места ребенка, контролируйте время подготовки к экзаменам и отдыха;
- устаивайте дома репетиции экзамена;
- убеждайте ребенка не пользоваться шпаргалками и средствами связи на экзамене;
- не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена, это может отрицательно сказаться на результате;
- если ребенок получит отметку ниже, чем хотелось, помогите ему справиться с этой ситуацией, не осуждайте его, не надсмехайтесь над ним, а обсудите вместе с ним причины неудачи, сделайте выводы.
В день экзамена
- Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания, - поясняет Анастасия Малькина.
Упражнение «Мышечная релаксация». Примите удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте всё ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. То, что достигнуто полное расслабление, вы понимаете, когда руки теплеют и становятся тяжелыми. Открывайте глаза.
Упражнение «Дыхательная релаксация». Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Нужно принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета - выдох.
Медитационное упражнение «Сосредоточение на предмете». Необходимо выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку или что-то иное) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.
Если вы всё сделали правильно, напряжение уходит, а сознание становится ясным, и вы способны мыслить и действовать так, как того требует ситуация экзамена - четко и по делу, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
- Это лишь некоторые способы борьбы с предэкзаменационной тревогой и страхом. На самом деле не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему, - говорит психолог. - И главное: ребята, помните, что экзамен - это всего лишь одна ступенька огромной лестницы вашей жизни. И даже если что-то пошло не так, если вы не получили |