Рекомендации психолога
Все мы хотим, чтобы наши дети и внуки росли здоровыми, не имели вредных привычек: не курили, не стали алкоголиками, наркоманами и токсикоманами, не страдали от венерических болезней, ВИЧ-инфекции и т.д.
Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. Именно родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребенку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье, что вредно курить, пить крепкие спиртные напитки и т.д. В то же время дети часто видят, что взрослые пьют спиртное во время праздничных застолий дома и в гостях, курят и т.д. Даже младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков...
Если родители стараются привить ребенку навыки здорового образа жизни, то наше общество не всегда задумывается над судьбой подрастающего поколения. Известно, что в античные времена юношам показывали неприглядное поведение пьяного раба, демонстрируя, как опьянение может довести человека до состояния свиньи. А в XXI веке на радио и телевидении, в метро и на улицах размещена реклама, демонстрирующая достоинства новых сортов пива, водки, сигарет и т.д.
Как помочь детям устоять, не поддаться соблазнам, не испортить свое будущее? Выход только один: внимательно и терпеливо воспитывать у ребенка понимание того, что здоровье — это величайшая ценность, и научить его беречь.
Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, условия жизни большинства людей не идеальны - далеко не у всех благополучные социально - экономические условия, ухудшается экологическая обстановка, растут психологические нагрузки, стресс становится привычным явлением жизни. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его. И как ни был бы велик физический потенциал здоровья человека, но поведение, разрушающее здоровье (употребление алкоголя, наркотиков, неумеренность в еде, малоподвижный образ жизни и т.д.), способно значительно снизить его. И наоборот, каждому из нас известны случаи, когда благодаря упорству и мужеству люди самостоятельно побеждали серьезные болезни. У молодых людей зачастую еще не сформировано представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ). Большинство старшеклассников при ответе на вопрос, какие ценности для них являются приоритетными, отмечают здоровье. Однако значительно меньше старшеклассников отмечают личностную значимость здорового образа жизни, считая, что соблюдение режима, правильное питание, регулярные занятия физической культурой не играют для них слишком большой роли. Многие школьники думают, что незачем заботиться о здоровье, раз оно и так есть.
В здоровье сберегающей школе родители, как участники образовательного процесса решают разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровье сбережения.
Задачи родителей:
- создание необходимых условий для занятий ребенка;
- создание условий для оздоровления ребенка;
- формирование морали, социальных установок;
- формирование мотивации;
- передача культурной традиции;
- взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
- влияние на психологические внутри школьные факторы.
Для того чтобы школьник захотел уже сегодня заботиться о здоровье, он должен понимать, чем ему это полезно сейчас и как это может помочь в дальнейшем. Обучение ЗОЖ должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков.